Тренируют не ноги, а головы.
В одном из столичных гостиниц Валерий Карпин провёл встречу с игроками сборной, которая продолжалась час с маленьким. И это так необыкновенный формат работы, что просит некоторого беседы.
Нынешняя футбольная жизнь строго регулирована. Это в былинные времена наставник сборной мог попросить федерацию о доп сборе, если чувствовал такую надобность. Да что там, сборная часто просто преобразовывалась в повсевременно действующую команду, которая существует наряду с клубами. Чемпионат государства шёл своим чередом без игроков сборной, а они тем временем оттачивали взаимопонимание в нескончаемых турне по белу свету. Приемлим, за первую половину 1966 года, предварявш?? самый удачный в нашей истории мировое первенство, русская сборная провела 32 (!) контрольных игры, в наибольшей степени против клубов, — в Бразилии, Чили, Аргентине, Югославии, Швейцарии, Австрии, Чехословакии, Бельгии, Дании, Швеции, ну и ещё незначительно дома.
В сегодняшних наших условиях ничего такого представить нереально. Сейчас календарь FIFA с точностью до дня прописывает окна, отведённые для потребностей сборных, и не дай бог какой федерации этим порядком злоупотребить — клубы замордуют её исками и судами. И как в подобном положении быть наставнику сборной, ощущающ?? необходимость в больше плотном общении с игроками? Где взять время, которого нет?
Карпин, как видим, решил использовать личное время игроков. Ту часть жизни, которая тоже, естественно, разлинована скрупулёзностью современных договоров и инструкций, но некоторые лазейки для любознательных натур всё же оставляет. В числе иных табу, что окружают современных игроков, нет и не быть может запрета на собрания. Однако бы поэтому, что это конституционное право. Нужно считать, как раз 31-ю статью главного закона наш наставник и употребляет в качестве гарантии, если кому вдруг придёт в голову спросить с него за настолько нетривиальную начинание.
А инициатива вправду нерядовая. Можно сообщить даже больше — беспримерная. По последней мере, в нашем отечестве никто ничего такого до этого не решал. Наш наставник занимается с командой без футбольного поля и без мяча. Так как занятий требуют не ноги, а головы.
Карпинский диагноз нынешнего состояния сборной полностью укладывается в формулу классика, в соответствии с которой разруха не в клозетах, а в головах. Мы проигрываем не поэтому, что как-то не так бьём по мячу, а поэтому, что не так мыслим. Боимся играться. Вот биться готовы полностью, а играться — нет. Робеем перед величием имён, однако потенциально способны соответствовать. Приблизительно этот была логика Карпина, когда он изливал нам душу после драмы в Хорватии.
Вообщем, открытие-то произошло не в Сплите — там было уже доказательство. Состояние наших разумов Карпину было ясно вначале, ещё во время назначения. Неслучайно же свою работу в команде он тоже начал не с мяча. Ещё до первого сбора объехал юношей, побеседовал по душам, попробовал расшатать стенку этого нашего заскорузлого неверия в себя.
Поточнее, тогда он, вероятно, рассчитывал повредить. Однако это было бы очень просто — одним разговором сломать столетний устой. Ведь корень трудности, если вдуматься, не в футболе даже, а в государственном складе ума. В виде мысли, в мироощущении, что передаётся в поколениях. Во внутренней несвободе, которая задана несвободой наружной — человек на Руси был прикреплён к земле чуть ли не тысячу лет.
Сейчас, после Сплита, от каких-либо иллюзий наш наставник уже избавлен. Однако всё же затею свою не кидает. Как и раньше желает снять с игроков кандалы ужаса, извлечь из них способность творить, но не лишь разламывать. И состоявшаяся во вторник встреча как раз с этой целью. Для тренировочного занятия разума и сердца. Чтоб даже в отпуске, который уже близок, мужчины работали над самым основным. А после отпуска Карпин хочет говорить с ними ещё. Чтоб расшатать-таки эту вековую стенку.
Получится ли её до мартовских соединений сломать? Не будем накалывать себя — навряд ли. Однако окошечко пробить можно. Как в своё время это получилось большому оригиналу Гусу.
Наш нынешний наставник тоже не так чтобы обычен. Однако неизведанных территорий в современном футболе будто бы не осталось, он готов находить, пробовать, идти нехожеными тропами. Нашёл вот способ, который до него не использовал никто.