Максим ЗамятинВсе дело, как всегда, в деньгах.
В футболе и многих других видах спорта международному сообществу все равно, что Россия не допущена к участию в соревнованиях мирового уровня. И совсем другая ситуация в хоккее с шайбой, где исключение россиян приводит международную федерацию (IIHF) к растущим экономическим и политическим бедствиям.
До очередного чемпионата мира по хоккею остается полгода. Россия и Белоруссия второй раз подряд не примут участия в турнире, и хоккейная международная федерация, вероятно, больше других желает, чтобы российская сборная как можно быстрее вернулась на международный лед. Не случайно с юридической точки зрения участие России в ЧМ только приостановлено, а возврат (хотя бы теоретически) возможен без проблем.
С тех пор, как сборная СССР впервые приняла участие в чемпионате мира в 1954 году, выиграв титул, российская сборная неизменно была среди фаворитов любого хоккейного соревнования. На данный момент сборная России/СССР 27 раз становилась чемпионом мира и внесла в развитие этого вида спорта ничуть не меньше, чем канадцы.
При наличии всего девяти основных хоккейных стран (Россия, Канада, Швеция, Финляндия, Чехия, США, Словакия, Германия, Швейцария) отсутствие России имеет гораздо большее влияние, чем, например, отсутствие Италии на чемпионате мира по футболу.
Быстрого возврата пока не ожидается. Пресс–служба IIHF так ответила на соответствующий запрос:
«По соображениям безопасности Россия и Белоруссия не могут принимать участие в соревнованиях под эгидой IIHF. Это решение остается в силе до тех пор, пока сохраняются опасения по поводу безопасности участия России и Белоруссии. Команды из России и Белоруссии не назначаются на турниры в сезоне 2022/23».
Отсутствие россиян на чемпионате мира огорчает и хоккейных романтиков, и тех, кто бережно считает каждый заработанный цент, то есть ту же Международную хоккейную федерацию. В отличие от всемирной футбольной ассоциации, IIHF, базирующаяся в Цюрихе, не является финансово нерушимой. ФИФА ожидает, что доход от катарского ЧМ-2022 составит более $ 4 млрд. В своем официальном финансовом отчете IIHF показывает доход почти в $ 30 млн — это просто семечки по сравнению с футболом.
Проблема: деньги в хоккее можно заработать только на взрослом чемпионате мира и чемпионате мира до 20 лет (МЧМ). Остальные чемпионаты мира (женские, юниорские, более 20 турниров) — должны субсидироваться. IIHF предоставляет помощь в развитии хоккея в размере $16 млн в год.
Наиболее важным источником дохода федерации является контракт с Infront Sports & Mediа. Это международная компания спортивного маркетинга, базирующаяся в Цуге, с более чем 35 филиалами по всему миру и общей численностью более 900 сотрудников. Более 80 процентов доходов IIHF поступает от Infront за рекламные и медийные права на чемпионат мира. Контракт c Infront продлен до 2033 года и приносит ведомству Люка Тардифа более 20 миллионов. И это подводит IIHF к проблеме России, которая с каждым днем становится все острее.
По оценкам экспертов, Infront получает около 30% своего дохода от рекламы и медийных прав на хоккей с шайбой в России и Белоруссии. Этот доход — около десятка миллионов долларов — уже во второй раз падает из-за исключения этих двух стран. Хоккей не может зарабатывать на таких важных телевизионных рынках, как Северная и Южная Америка, Азия, Австралия, Англия, Франция и южная Европа, то весь ЧМ становится едва ли не убыточным турниром. Вернее, он просто теряет свое коммерческое значение, перестает быть «кормушкой».
По контракту до 2033 года Infront и IIHF юридически связаны. Расторжения сотрудничества из-за политической ситуации в мире не следует ожидать. Кроме того, такая мера полностью бы разрушила Международную федерацию хоккея. Поэтому Тардифу и компании нужно найти компромиссное решение. Главный вопрос заключается в том, сможет ли IIHF смириться с отсутствием денег, или же бросит вызов общественности и станет первой мировой спортивной организацией, которая вернет участие сборной России.
Инсайдерские источники в один голос сообщают, что договоренность пока не достигнута.
«Из-за требований конфиденциальности в контракте между ИИХФ и Infront невозможно раскрыть подробности. IIHF и Infront работают в партнерстве, чтобы минимизировать финансовые и спортивные последствия неучастия России и Белоруссии для обеих сторон», — говорится в официальном пресс–релизе Международной федерации хоккея.
Заявление, которое можно интерпретировать без риска: мы еще не пришли к соглашению. Но смысл между строк тоже понятен: чем быстрее Россия и Белоруссия смогут реинтегрироваться в чемпионата мира по хоккею, тем лучше.
«Контакты и связи с представителями двух национальных ассоциаций по-прежнему интенсивно проходят за закрытыми дверями и с соблюдением конфиденциальности. Россию и Белоруссию ведь не исключили из ИИХФ, и формально они по-прежнему имеют право голоса», — отметило швейцарское издание Watson.
Речь идет о тревожном вопросе: как долго хоккей может быть без России? Клубы, европейские лиги и турниры уровня Кубка Шпенглера могут обойтись без России. А вот IIHF — нет, и отчасти именно поэтому бывший глава организации Рене Фазель отмахивался от критиков, называвших его пророссийским чиновником.
Международная хоккейная федерация выплачивает участникам чемпионата мира денежные призы в зависимости от рейтинга. Тот, кто дойдет до четвертьфинала, может рассчитывать на добрых полмиллиона евро, а за титул чемпиона мира полагается около полутора миллионов. Придется ли командам беспокоиться об этих деньгах в будущем, если ИИХФ придется потерять перья в сделке с Infront? Сама федерация это отрицает, утверждая, что неучастие России не повлияет на сумму призовых.
Однако если положение дел не исправится, платить призовые будет не из чего. А международный хоккей рискует встать на путь полной потери популярности.