Редакция Sport24Новый выпуск «Hockey History».
Родился в семье шахтера и продавщицы, взял золото Олимпиады в 22 года, отказался бежать из СССР в США. Вдохновляющая история легендарного советского хоккеиста — тема нового выпуска «Hockey History».
Если вам удобнее читать, а не смотреть видео, вот текстовая версия.
В 1952 году в советском городе Краматорск родился Виктор Жлуктов — хоккеист яркой хоккейной судьбы. Форвард ЦСКА, в отличие от многих коллег по цеху, никогда не страдал от звездной болезни. А ведь заразиться этим недугом игрокам лучшей команды Европы было особенно легко — в составе «армейцев» Жлуктов стал десятикратным чемпионом страны и дважды поднимал над головой Кубок СССР. И как тут не «поймать звезду»? Ответ на этот вопрос знает только Жлуктов, который никогда не терял адекватного восприятия реальности. Возможно, все дело в непростом детстве: будущий игрок советской сборной родился в обычной семье — отец трудился шахтером, а мама днями напролет работала продавщицей в небольшом продуктовом магазине. В младенчестве Виктор вместе с семьей переехал в Инту — небольшой городок в Республике Коми с населением около 20 тысяч человек. Разумеется, там Жлуктовы тоже жили чрезвычайно скромно. Вероятно, это и помогло нашему герою с приходом первых успехов не потерять мотивацию и работать так же, как и прежде.
«После Олимпиады 1976 года поехал я домой, в Инту. Прямого рейса нет, пересадка в Ухте, и там вдруг пересекаюсь с местным «Нефтяником». А в команде — ребята, с которыми я по классу «Б» играл. И вот они мне тоже задвигают: «Как же у тебя получилось, ты ведь такой же, как мы?» Я говорю: «Сам не знаю, парни, объяснить невозможно». Большого таланта за собой не замечал. Даже мысли такой не мелькало!», — рассказывал Виктор.
Уже в 17 лет Жлуктов в одиночку переехал в Москву. На это решение будущего олимпийского чемпиона сподвиг партнер, с которым наш форвард играл за интинский «Шахтер». Его родители оказались родом из столицы СССР, поэтому вскоре он отправился на их историческую родину и начал играть за юношескую команду ЦСКА. Виктор логично рассудил — а чем он хуже? К тому же выступление за московских армейцев было его давней мечтой.
«У нас в Инте во времена моей юности не было телевизоров. И я смастерил себе специальные наушники. Чтобы спокойно наслаждаться радиорепортажами. Мама-то частенько ругалась, заставляла спать. А так я никому не мешал. И вот в 1967 году мне подобным образом вместо сна посчастливилось слушать трансляции чемпионата мира в Вене. Тогда-то я впервые и услышал фамилию армейца Викулова. Даже предположить не мог, что потом буду играть с ним в одной тройке!», — вспоминал форвард.
Жлуктов планировал совместить учебу и игру в хоккей, поэтому сдал экзамены в МАИ — Московский авиационный институт. Но главная цель оставалась прежней — попасть в ЦСКА. Юный хоккеист регулярно приходил на тренировки юношеского состава армейцев и наблюдал за ними со стороны. Но в один момент не выдержал и попросился на тренировку команды «на земле». Удивительно, но главный тренер Александр Виноградов дал добро.
Виктор построил свою карьеру благодаря характеру. Не имея возможности соревноваться в таланте с ведущими хоккеистами страны, Жлуктов использовал свои волевые качества и именно этим привлекал всех тренеров, с которыми работал. И только благодаря своей стойкости он попал в систему главного клуба СССР: после тренировки «на земле» парню с улицы позволили выйти и на лед. Но была одна проблема — у нашего героя не было налокотников. В процессе игры один из игроков провел против новичка жесткий силовой прием, и Виктор в результате падения сильно разбил локти: вся его форма буквально пропиталась кровью. Однако Жлуктов как ни в чем не бывало поднялся и продолжил тренировку. Именно благодаря этому эпизоду Виноградов решил принять его в команду.
После попадания в ЦСКА карьера приехавшего из Инты нападающего стремительно пошла вверх. Из молодежки армейцев способный форвард попал в молодежную сборную СССР, за которую сыграл на двух чемпионатах мира. На одном из них его и заприметил Анатолий Тарасов, в 1973 году пригласивший Виктора на тренировку с основным составом ЦСКА. Так и исполнилась мечта обычного парня, который еще совсем недавно жил в Республике Коми и не имел особых шансов на попадание в профессиональный хоккей. Дальше-больше — Жлуктов с первой попытки стал чемпионом СССР:
«Это верно. Но медаль-то мне не вручили. Не заработал. Потому что не наиграл определенное количество матчей в первенстве. Я тогда как раз был призван в ряды Вооруженных сил. Ведь поскольку учился в МАИ, то меня до поры до времени не призывали. В общем, до 1975 года числился рядовым. Учебу, конечно, пришлось прервать», — рассказывал Виктор.
Ну а главным успехом в карьере Жлуктова стало олимпийское золото, завоеванное в 1976 году.
«Я долго не мог поверить, что попал в состав. Локтев, который помогал в сборной Кулагину, успел втихаря шепнуть мне, Борьке Александрову и Сереге Бабинову: «Ребята, едете». Думаю, решающую роль сыграли матчи клубной Суперсерии — до Нового года и сразу после. «Рейнджерс» мы 7:3 убрали, «Бостон» — 5:2, с «Монреалем» сгоняли 3:3. Кулагин в Монреаль прилетал, а мы там немножко дали гари, прилично выглядели. Вот Борис Палыч, мне кажется, и пришел выводу: этих надо брать», — рассказывал олимпийский чемпион.
Форвард ЦСКА и сборной СССР завоевал золото Олимпиады в 22 года. Именно тогда Жлуктов прошел главное в своей жизни испытание, но не поддался соблазну пуститься в бесконечные празднования большой победы. Виктор даже в молодости отличался мудростью и рассудительностью, а потому после исполнения мечты не сбавил оборотов. Кстати, из Инсбрука он привез не только золотую медаль, но и удивительные воспоминания:
«На Олимпиаде мне довелось впервые в жизни попробовать «Фанту». Ужасно понравилось! Я, наверное, за один присест сразу литр выпил! А еще получил там колоссальное удовольствие от скоростного спуска. Австриец Франц Кламмер, как ветер, на горных лыжах промчался! С тех пор я интересуюсь этим видом спорта».
Вскоре судьбе Жлуктова случился новый крутой поворот — форвард приглянулся клубу НХЛ.
В 1978 году им всерьез интересовался генеральный менеджер «Миннесоты» Лу Нэйн. С ним Жлуктов был в приятельских отношениях — во времена игровой карьеры Нэйн был защитником сборной США, а потому они с нападающим советской сборной пересекались на чемпионатах мира. Лу настойчиво звал Виктора в Северную Америку, но нападающий ЦСКА был вынужден отказать давнему знакомому.
В то время с отъездом за океан было очень строго — чтобы отправиться в США, нужно было проворачивать настоящую операцию по бегству в другую страну. А учитывая тот факт, что Жлуктов только-только женился, у него родился ребенок, а сам он был секретарем комсомольской организации и капитаном Вооруженных сил, то побег в НХЛ мог стоить ему слишком многого. Виктор отказался, а позже признавался, что если бы в лучшую лигу мира можно было отправиться легальным способом, то ему было бы любопытно проверить себя на том уровне. Не сложилось.
Как бы там ни было, с точки зрения спортивных достижений Жлуктову не о чем жалеть — в ЦСКА и сборной СССР он выиграл более десятка трофеев и вписал свое имя в историю советского хоккея. А вот закончилась карьеру прославленного игрока непозволительно рано — в 31 год:
«Основная причина? Проблемы со здоровьем. Сейчас, как видите, приходится передвигаться на костылях. Сказалась травма позвоночника. Я во время Приза «Известий»-83 со всего маху влетел в борт спиной. Матч, правда, до конца отыграл. Но потом буквально лежал пластом. Меня привезли в ЦИТО. Моим восстановлением занимался известный доктор Сергей Миронов. Со временем стало легче. Сезон даже доиграл. Но из большого хоккея пришлось уйти. А где-то году в 1990-м начались проблемы с ногой. Я начал лечиться в военных госпиталях. Благодаря Фетисову с Ларионовым в 1999 году ездил на обследование с Торонто. Месяц там провел. У меня даже пункцию спинного мозга брали, чтобы проверить работоспособность центральной нервной системы», — рассказывал Жлуктов в 2005-м.
КХЛ. ЦСКА — Локомотив. Прямая трансляция