В ближний уик-энд 27-28 марта в Бахрейне в «Formula 1» дебютирует очередной российский пилот — 22 летний Никита Мазепин. При этом, выступать он будет за команду «Хаас» — самую неспешную, по оценкам профессионалов, во всем пелотоне. Болид VF-21 получил за зиму меньшее развитие и не будет обновляться в течение сезона. Притом Мазепин (как и его партнер по команде Мик Шумахер) — менее опытнейший из всех пилотов. Так что мы ждем от соотечественника в стартующем сезоне?
На 1-ый взор Никита Мазепин — еще одно пополнением в рядах строллов и латифи, которые получили священное место в «Formula 1» только за счет средств собственного отца-бизнесмена –- главу совета руководителей организации «Уралхим» и главного акционера организации «Уралкалий». Но даже с данной большой поддержкой (когда тебе могут практически приобрести команду по ходу карьерного подъема) тяжело пробиться в «Formula 1» без подабающего склада характера.
«Или гонки и обучение, или лишь обучение. Остальных вариантов не было», — ведает Никита о политике собственного отца в беседе Олегу Карпову. Разумеется, что схожий подход не мог не воспитать мощного духом спортсмена — либо, по последней мере, который способен достигнуть хотимой цели.
Все же сверхрезультатов у Никиты нет. Он непревзойденно начал в картинге, став вице-чемпионом в KF1 (победителем был Ландо Норрис), но столкнулся с рядом вопросов при переходе в «открытые колеса» в конце 2014 года, списывая все ошибки на собственный стиль вождения — гражданин России привык работать с машинками со размеренной задней частью. Он равномерно шел к GP3, и за 4 года, пройдя подобные серии как «Формула Рено 2.0» (2015), гоночная серия «Тойота» (2015) и чемпионат Европы «Ф-3» (2016-2017), сумел одержать лишь одну (!) победу. Однако за этот период времени случилось несколько событий, раскрывш?? характер пилота и проявили вектор его развития.
Невзирая на достаточно унылую статистику пилота, сначала 2016-го «Форс Индия» (сейчас «Астон Мартин») заключила договор с Никитой, в соответствии с которым он стал их гонщиком по развитию и тест-пилотом. Виджей Малья, в то время глава коллектива, называл Мазепина «молодым талантом» и предполагал тому светлое будущее. Стоит рассказывать, что без денежной поддержки достигнуть этого первого шага было бы фактически нереально?
Тогда же гражданин России показал характер и отдал достаточно верно осознать, что свое он непременно получит — даже если с этой целью придется разбираться за границами трека. В одной из сессий венгерского шага европейской «Ф-3» Каллум Айлотт заблокировал машину Никиты — тому это не понравилось, и после тренировочного занятия Мазепин подошел к Айлотту побеседовать. После общения англичанин показался публично с синяком под глазом и опухшей челюстью. Через девять часов после происшествия бортпроводники отстранили пилота на первую гонку выходного.
Свою злость — почаще в положительном смысле — Мазепин умеет проявлять и во время гонки, возмещая этим не самую свою сильную сторону — квалификационный темп. Он штурмует и обороняется на самой грани допустимого, практически выгрызая позиции. Это обосновала 1-ая гонка в Венгрии в «Ф-2» в 2020-м (не без успешной стратегии), когда Никита стартовал 16-м, а к финишу приехал вторым. В схожем ключе гражданин России и провел пока один из наиболее мощных сезонов в карьере. При этом, иногда схожее рвение завершается не самым наилучшим образом, как это было во время прошлогодних заездов в Бельгии и Бахрейне. Никита очень жестко боролся с конкурентами, выдавливая тех с дороги и не давая им довольно места. В итоге по результатам гонок получил штрафы и лишился отличных очков. На шаге в Спа гражданин России был особо не удовлетворен решением бортпроводников — он обвинил их в предвзятости и после финиша (не)целенаправленно сбил табличку со вторым номером недалеко от пьедесталом. Может быть, в данном были повинны прохладные тормоза и отвлекавший его по радио инженер, но Никита все таки дал обещание поменять собственный подход.
Проявить свою конкурентоспособность в будущем сезоне Мазепину будет достаточно трудно. Никита согласился с тем, что, вероятнее всего, ему «не с кем» будет биться за рулем среди наиболее неспешных машин последних нескольких лет. А важнейшим шагом на данный момент будет «нормализация общения с командой». Согласно мнению инженеров, Никита умеет создавать неплохую оборотную связь. А Мик Шумахер, как заявляют, даже готовился к «царским гонкам» по настройкам россиянина. Принципиально, что, благодаря пробным сессиям (также и с наилучшей командой последних лет — «Мерседесом»), у Мазепина наработался опыт за рулем машинки «Ф-1», и это должно сыграть ему на руку при «вкатывании» в серию.
Чего он сам ожидает от дебюта в в «Formula 1».
Цели на сезон? Очень отлично встраиваться в «Formula 1». Это большой чемпионат с безусловным подходом. Я ранее никогда этого не видел в работе служащих и гонщиков в остальных чемпионатах. Основное — это не совершать значительного числа просчетов, равномерно обучаться и прогрессировать, — сообщил Мазепин на программе «Все на Игра!».
Необходимо отметить, что Никита — не 1-ый гражданин России в «Ф-1».
Виталий Петров провел в серии 3 года, в ходе выступления два года за «Рено/Лотус» (2010-2011) и год за не самый резвый «Кейтерхэм» (2012). В 2011 году завоевал десятую строчку в общем зачете.
Даниил Квят начал свою трудовую деятельность в «Торо Россо», стремительно поднялся в «Ред Булл», и через полтора сезона за «быков» его снизили назад в их младшую команду. В текущем году он будет запасным пилотом «Альпин».
Сергей Сироткин провел один полный сезон в составе боевого пилота «Уильямс» в 2018-м. В 2019-м и 2020-м он был резервистом «Рено».