Дмитрий ЕрыкаловТак возрождали «Локомотив» и строили клубы-новоделы.
Возвращение Тольятти в КХЛ — вопрос почти решенный. Неслучайно на бортах арен в разных городах появились рекламные баннеры «Лада». Похоже, что разговоры о том, что «АвтоВАЗ» станет спонсором главной хоккейной лиги страны, перестали быть просто разговорами. А если автогигант вкладывает деньги в КХЛ, то странно было бы видеть местную команду за пределами элиты. Руководство «Лады» уже подало официальную заявку на вступление в лигу, а губернатор Самарской области заручился поддержкой Владимира Путина.
И уже сейчас, до одобрения заявки, зарождается дискуссия вокруг того, как «Лада» будет комплектоваться. Сегодня в составе тольяттинского клуба можно встретить бронзового призера МЧМ и чемпиона ВХЛ Вадима Хлопотова, ветерана Евгения Бодрова, поигравшего за «Спартак» вратаря Александра Трушкова, а совсем недавно из клубов КХЛ в Тольятти перебрались форварды Владислав Калетник и Георгий Бусаров. Но даже в самой «Ладе» понимают, что нынешних ресурсов не хватит для того, чтобы быть конкурентоспособными на более высоком уровне. Если бы даже волжане не продали в «Нефтехимик» ударную связку Белозеров — Назаров, состав все равно пришлось бы менять на 50-70%.
«Чтобы команда была конкурентоспособной и интересно было другим с нами играть, будем просить КХЛ сделать драфт расширения. Потому что на рынке игроков не так много. Мы можем брать по большому счету игроков, которые станут НСА. А сами понимаете, если квалифицированный игрок становится НСА, его зарплата повышается как минимум в два раза. Будет непросто, конечно. Если будет сделан драфт расширения, то, конечно, команда должна стать конкурентоспособной для попадания в восьмерку. Если не будет драфта расширения, то будем стараться и без него собрать хорошую команду», — сказал в интервью «Чемпионату» спортивный директор клуба Игорь Масленников.
Драфт расширения — механизм, пришедший к нам из НХЛ, но уже неоднократно проводившийся в России. Нечто подобное пришлось устраивать лиге после катастрофы 2011 года, когда под Туношной разбился самолет с «Локомотивом». Тогда КХЛ привлекла все клубы к процессу возрождения ярославской хоккейной команды, что не называлось драфтом расширения, но по сути им являлось. «Железнодорожники», заявившие команду в ВХЛ, могли взять по одному игроку до 22 лет.
Кто-то из выбранных «Локомотивом» игроков присоединился к команде уже в сезоне-2011/2012, а кто-то — позже. Настоящим старожилом впоследствии стал Егор Аверин. Уже мало кто помнит, что он омский, а не ярославский воспитанник. «Ак Барс» тогда отдал Егора Яковлева, «Магнитка» Даниила Апалькова, «Сибирь» Павла Коледова и так далее. Некоторые клубы, впрочем, нехотя отпускали своих игроков в Ярославль. Андрей Конев со скандалом уходил из «Трактора», а ЦСКА с большим скрипом отдал Михаила Пашнина.
Первый драфт расширения, который назывался драфтом расширения, состоялся в 2013 году. Тогда в довольно авральном режиме в лигу принимали «Адмирал». Клуб из региона, где никогда не было большого хоккея, создали во многом благодаря Вячеславу Фетисову — на тот момент сенатору от Приморья. Показательно, что к моменту, когда о вступлении «Адмирала» было объявлено официально, еще не была достроена арена, впоследствии названная в честь Фетисова. Работы на ней проводились вплоть до середины сентября.
Драфт расширения-2013 был и остается самым представительным в истории КХЛ. «Адмирал» выбирал молодежь и ветеранов, российских игроков и легионеров. Чего только стоит тот факт, что лучший бомбардир в истории дальневосточного клуба Никлас Бергфорс был выставлен на драфт расширения «Северсталью», а «моряки» его благополучно забрали. Энвер Лисин, от которого отказались в Магнитогорске, какое-то время был капитаном «Адмирала». Помимо них на Дальний Восток тогда отправились Сергей Барбашев, Владимир Первушин, Артем Земченок, Рихард Гюнге, Евгений Иванников и другие. А вот Николай Жердев и Александр Фролов, также выставленные своими клубами на драфт расширения, до бухты Золотого рога не добрались.
Процедура драфта расширения и грамотная работа скаутов «Адмирала» позволила клубу-новоделу с первой попытки выйти в плей-офф. Через год этот трюк удался и «Сочи», который начал осваивать постолимпийскую инфраструктуру. Однако южный клуб, где многое в плане селекции решал скаут «Детройта» Николай Вакуров, опирался в основном на свободных агентов. Михаил Анисин, Никита Щитов, Евгений Лапенков, Илья Крикунов, Роман Людучин, Андрей Костицын и Игорь Игнатушкин — вот кто были лидерами той команды помимо довольно качественных легионеров. При этом сочинцам также дали возможность выбрать игроков на драфте расширения, но они не играли важную роль в построениях Вячеслава Буцаева.
К середине июня, когда и состоялся драфт расширения-2014, «Сочи» уже имел на контрактах 20 человек. Селекцию южане провели заблаговременно. Ефим Гуркин («Салават Юлаев»), Артем Седунов («Амур»), Александр Шевченко («Адмирал») — так выглядел выбор Вакурова и Ко. Довольно скромно, не правда ли? Во многом это было связано с критериями, которые задала КХЛ. Седунов в итоге отыграл за сочинцев всего 7 матчей, Шевченко — 11, а Гуркин и вовсе провел весь сезон-2014/2015 в Высшей лиге, защищая цвета «Кубани».
Сегодня мало кто помнит, но на том драфте расширения право выбора игроков предоставлялось и «Ладе». Тольяттинский клуб построил арену, подходящую под регламент КХЛ, и вернулся в лигу спустя четыре сезона в ВХЛ. Теперь камбэк волжан состоится через пять лет пребывания за пределами элиты. Но как тот опыт может помочь нынешнему руководству «Лады»? Вот что говорил тогдашний спортивный директор клуба Вадим Макаров.
«Выяснилось, что у нас практически полностью совпало мнение по тем хоккеистам, что в итоге оказались в клубе из Сочи. Но сочинцы выбирали первыми, поэтому мы в итоге не смогли взять этих игроков. Остановили свой выбор на Александре Гоголеве. Кроме этого, мы должны были учитывать и финансовый фактор. Наш бюджет нельзя назвать очень большим, поэтому обращали внимание и на то, насколько дорогие хоккеисты выставлены на драфт расширения. Не скрою, нам бы очень хотелось взять одного игрока, но его контракт «съел» бы треть нашего бюджета. На сегодняшний день наш состав укомплектован процентов на 40-50, много ребят находятся на просмотровых контрактах, и мы хотим во время предсезонных сборов дать возможность проявить себя целому ряду хоккеистов, игравших в прошлом сезоне в чемпионате ВХЛ. Несколько хоккеистов мы планируем подписать в августе. Надеемся, что к началу чемпионата у нас будет боеспособный коллектив, который будет на равных биться со всеми «зубрами» КХЛ», — подводил итоги драфта расширения один из руководителей «Лады».
Удивительно, но даже Гоголев, оказавшийся единственным игроком, которого «Лада» взяла с драфта расширения, не провел за клуб ни одного матча. Контракт с ним вскоре был расторгнут, после чего форвард, от которого до этого отказалась «Северсталь», подписал двусторонний контракт с московским «Динамо». Гоголев отыграл еще два сезона в ВХЛ и завершил карьеру в возрасте 24 лет.
Так стоит ли «Ладе» рассчитывать на драфт расширения? Или лучше сосредоточиться на переговорах со свободными агентами и уже сейчас озадачиться поиском потенциальных новичков?
Пример «Сочи» говорит о том, что второй сценарий вполне жизнеспособен. Кто бы что ни говорил о «пустом рынке». А вот в чем правда, так это в том, что в отличие от 2014 или даже 2021 года клубы КХЛ не могут опираться на легионеров. Если «Сочи» сумел завлечь в свой дебютный сезон серебряного призера Олимпийских игр Райана Уитни, то сегодня даже американцы-ноунеймы не едут в Россию. Так что без драфта расширения «Ладе», кажется, не обойтись. А насколько он будет справедливым и представительным, во многом зависит от критериев, которые задаст КХЛ. Главное не перепутать помощь с грабежом.